Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребёнка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов.
Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Ребёнок начнёт заражаться обстановкой взаимодействия, повторять вслед за Вами. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что Вам холодно – бррр; укладывайте игрушки спать – бай – бай; кормите кукол – ням – ням; говорите по телефону – алло, динь; играйте в прятки – ку-ку; с водой – кап-кап; в поездку на машине или на поезде – би-би, ту-ту; предложите поскакать на лошадке – но-но; походить как мишка – топ-топ. Хорошо, если ребёнок будет вместе с Вами договаривать потешки: - Гуси-гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи. Изображает, как упало яичко – бах, как плачут баба и дед – ой-ой-ой.
Неговорящий ребёнок, как правило, воспринимается окружающими более младшим. В связи с этим, давая задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные задания (проще тех, которые ребёнок способен выполнить) могут раздражать, вызывать протест, тормозить развитие.
С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Э.Успенского «Трое из Простаквашино» (когда почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихотворение Д.Хармса «Весёлый старичок», в нём много звукоподражаний: хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох!
Весёлый старичок
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок Но, схватившись за бока,
Чрезвычайно просто: Громко рассмеялся:
«Ха-ха-ха «Хи-хи-хи
Да хе-хе-хе, Да ха-ха-ха,
Хи-хи-хи Хо-хо-хо
Да бух-бух! Да гуль-гуль!
Бу-бу-бу Ги-ги-ги
Да бе-бе-бе, Да га-га-га,
Динь-динь-динь Го-го-го
Да трюх-трюх!» Да буль-буль!»
Раз, увидя, паука, А увидя
Страшно испугался, стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
«Гы-гы-гы
Да гу-гу-гу,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята,
Не могу!
Ой, ребята,
Ах,ах!»
(Даниил Хармс)