Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Использование диалога как приёма для стимулирования появления речи

Использование диалога как приёма для стимулирования появления речи

Опубликовано 05.02.2020

Основной «пусковой» момент появления речи – общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип операции: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнёр ребёнка в диалоге – взрослый.

Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и не с правильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткость произношения. Пусть первые ответы ребёнка – всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа – понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?
1. Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
Задание

*Для инсценировок хорошо использовать следующие тексты:
 ***
- Девица, девица,
Сходи за водицей!
- Я боюсь волка.
- Волк на работе,
Сова на болоте.
(Русская народная потешка)

Сапожник
- Был сапожник?
- Был.
- Шил сапожник?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
(Из польского фольклора, пер. Б.Заходера)

Ёжик
- Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б.Заходер)

Кискино горе

Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски
(Б.Заходер)

Кисонька-мурысонька
-Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
(Русская народная потешка) и т.д.

2. Вопросы

Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.

Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребёнком деятельности, в игре, при рассмотрении картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа -  «да» или «нет». Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.) Например:

                                                         Хочешь есть?
                                                         Идём спать?
                                                         Давай играть?
                                                         Дать тебе сок?
                         Будешь смотреть телевизор?
                                                        Ты не замёрз?
                                                        Видишь машину?

Вторая серия вопросов – усложнённый вариант игры «да – нет». Ребёнка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? ( когда ребёнок идёт); Ты не играешь? (когда ребёнок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришёл? Кто летит? Кто идёт? Что тут растёт?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком; отображённых на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объёмных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребёнка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растёт? Вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчёркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребёнком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёх-сложным. Отбираются картинки с изображениями знакомых ребёнку предметов. Например, хорошо использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сума, вила, мишка, кошка, кофта, ёлка, пальто; машина, собака.

Четвёртая серия – вопрос Что делает? Он ставит ребёнка перед необходимостью использовать глаголы (идёт, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползёт, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьёт, несёт, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьёт, смеётся, плачет, строит) – основу будущего высказывания. Вопросы ставятся  знакомым одушевлённым и неодушевлённым предметам. Например: Что делает мама? Ч то делает собака? Что делает кукла? Что делает машина?

Что делает самолёт?
Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребёнка указательных местоимений. Например, на вопрос: Где мама? Ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

3. Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественным образом.

Запомните:

Отказ выполнить просьбу ребёнка, выраженную жестом, может спровоцировать негативистические реакции – плачь, крик, отказ от общения или игры.

Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай – дя; иди – ди; читай -  тя-тяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием получить что- либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функционально необходимым (ложка, чашка и. п.); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т. п. ). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т. д.) также могут вызвать интерес ребёнка.

4. Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.
Задания
•    «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
•    Устройте праздничное чаепитие для ребёнка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай – холодный или тёплый? Что тебе дать – печенье или конфетку?
•    «Кормление зверей». Объясните ребёнку, что кошка любит молоко, собака – косточки, мишка – мёд и т.д. Предложите ему накормить игрушечных животных.
•    Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
Учитель-логопед МДОУ ЦРР-д/с ст. Северской Новикова Н.А.