Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.
Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
*достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
* правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
*были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
*формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
*способность говорить;
* способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает:
- состоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слова;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Как ребёнок учится говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.