Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Если ребёнок не говорит

Опубликовано 15.01.2020

Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удаётся сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но опыт показывает, что определённые педагогические приёмы могут оказаться действенными в любом случае.

Ключевой момент работы – одновременное «погружение» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирование собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных связей и т.п.

Основные направления при построении индивидуальной работы определяются:
1) структурой речевого нарушения у ребёнка;
2)сложностью речевой деятельности;
3)значением деятельности для психического развития;
4) современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

Поначалу предлагаются достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими.

Занятия должны стимулировать познавательную деятельность с учётом не только возраста, но и интересов ребёнка. Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

От активности ребёнка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.

Понимание речи

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ребёнок выполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика, машинку, собачку.
Возьми зайчика, машину, собачку.
Дай зайчика, машинку, собачку.
Обними маму.
Поцелуй папу.
Пожалей бабушку.
Поиграй в ладушки.
Закрой глаза.
Помаши ручкой.
Возьми маму за руку и иди домой.
Налей в стакан воды и дай его бабушке.
Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.
Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.
Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

Развитие слухового внимания

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребёнок  2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говорится. Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объект внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

•    Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
•    Дифференциация неречевых звуков.
•    Дифференциация тихих и громких звуков.
•    Развитие умения определять направление и источник звука.
•    Развитие умения локализовать звук в пространстве.
•    Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.
•    Дифференциация звукоподражаний.
•    Развитие умения локализовать и узнавать голос.
•    Дифференциация неречевых и речевых звуков.
•    Развитие умения отличать голоса различной громкости.
•    Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
•    Развитие речевой памяти.
•    Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

Задания

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

*Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.

*Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте?: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

*Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идёт(стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт и т.п.

*Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку сделать то же.

*Пойте короткие, ритмические песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребёнка слушать пластинки и кассеты для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

*Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

*Возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.

Пусковой момент

Многие родители, чтобы ребёнок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи – часы, скажи – ложка». «Скажи, скажи, сажи…» - без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идёт. Даже если ребёнок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание – непременное условие овладения речью, но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Его не понимают – он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, всё интенсивнее прибегает к жестам.

Ни в коем случае не запрещайте ребёнку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приёмы, структурно организованные в следующие блоки:
            диалог,
           имитация и звукоподражание,
           стихи,
           чтение.

Все задания позволяют моделировать общение, занятия игры и т.д., учитывая индивидуальность ребёнка, его общение, психоречевое и психомоторное развитие, интересы и предпочтения.

Активное участие ребёнка возможно, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.

Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравятся ему.