Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Физкультурно-оздоровительная работа детей старшего дошкольного возраста

Физкультурно-оздоровительная работа детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано 08.04.2016

Уважаемые коллеги!

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

см. Презентация.

см. Опыт.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Вышеизложенное, определило тему моего опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа детей старшего дошкольного возраста».

Я определила цель своей работы - выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Основными задачами моей работы являются:
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
3.Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
4.Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

Мною были изучены труды Попова Сергея Николаевича, Лесграфт Петра Францевич, Сагайдачной Елены Александровны, Бычковой Светланы Сергеевны, Гориневского Валентина Владиславовича, Саулиной Тамары Федоровны, Аркина Ефима Ароновича. Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Из трудов великих педагогов я поняла следующую мудрость: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым,  пусть он работает,  действует, бегает, кричит,  пусть он находится в постоянном движении».   

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Исходя, из актуальности данной темы сформировалась проблема оздоровления детей – это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.

В нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Во всех программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности.

Сначала, мы сталкнулись с тем, что  у детей слабое физическое развитие при поступлении в детский сад. Дети испытывали "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего у них наблюдалась неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочили за собой ноги, чувствовалась скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс физических и интеллектуальных проблем. Я создала в группе все необходимые санитарно-гигиенические и психолого-педагогические условия, так как только здоровый ребенок может усваивать все то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным и нормально развиваться. Для осуществления задач по максимальному оздоровлению детей в группе осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию. В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:
-организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
-создание условий для оптимального двигательного режима;
-осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
-полноценное питание;
-обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
-создание атмосферы психологического комфорта.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. Анализ созданных условий показал, что в нашей группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оформление группы и физкультурного зала оборудованием получилось интересным, эстетично выдержанным, грамотно оформленным.  Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес у детей к занятиям, улучшило качество их выполнения, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.      

Особое внимание в режиме дня нашей группы уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды.

В течение всего времени организовываем проведение закаливания, создаем  благоприятный психологический микроклимат. Мной используется щадящий метод закаливания: босохождение по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

Особое значение в воспитании ребенка придавали развитию движений на ОД по физкультуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения мной использовались разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности.

Кроме ОД  по физической культуре с детьми в группы я провожу беседы, даю представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививаем элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены и элементов медицины способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в группе и семье, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей.

Мной разработаны буклеты, консультации и памятки для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками:
«Нетрадиционные методы закаливания детского организма»;
«Гигиенический уход за ребенком-дошкольником»;
«Как правильно организовать занятия с физическими упражнениями дома»;
«Если хочешь быть здоров – закаляйся»;
«Дыхательная гимнастика для детей».

Вся работа по оздоровлению ведется совместно с музыкальным руководителем. Были проведены тематические комплексные ОД «Каким должен быть солдат»; развлечения «Если хочешь быть здоров», «Неделя здоровья».

Таким образом, осознание большой ответственности за здоровье детей дает стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.

В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний, пропуска по болезни детей, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

Данный опыт работы может быть использован педагогами, и не требует специального обучения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!