Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Чтение Л. Кассиль «Твои защитники»

Опубликовано 27.04.2020

Цель: создать условия для проявления ребенком любознательности (ознакомление детей с книгой Льва Кассиля «Твои защитники»). Программные задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения;
- формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям;

- закреплять умения последовательно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать интерес к художественной литературе о ВОВ;

Методы и приемы: чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, просмотр фотографий.

Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное;
-художественно-эстетическое;
-речевое развитие;
-физическое развитие.

Материал и оборудование: запись песни «День Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова,  книги Л. Кассиля, портрет писателя, фотографии, бумага, цветные карандаши (краски, фломастеры, восковые мелки).

Ход совместной деятельности
Воспитатель незаметно для детей включает песню «День Победы»
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какому празднику посвящена эта песня?
Дети: Дню Победы, 9 мая
Воспитатель: Правильно, каждый год, 9 мая все люди в нашей стране и во всем мире отмечают большой праздник – День Победы. В2020году исполниться 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. А что вы знаете о Великой Отечественной войне?
(Ответы детей)
Воспитатель: А откуда в наше время молодое поколение узнает о Великой Отечественной войне?
Дети: Из рассказов взрослых, по телевизору, из интернета, из фильмов.
Воспитатель: Правильно, но о Великой Отечественной войне написано много книг – это повести, рассказы, поэмы, стихи. Сегодня я хочу познакомить вас с одной из таких книг. Называется она «Твои Защитники», а написал её  Лев Кассиль. (Показывается портрет писателя)
Это  литературное произведение состоит  рассказов. У каждого рассказа есть своё название. В каждом рассказывается о героизме людей разных родов войск, во время войны. Я прочитаю вам рассказ, который называется «Саперы».
Чтение рассказа«Саперы»
Речка. Через речку мост.
Решили по этому мосту фашисты свои танки и грузовики перевезти. Узнали про то наши разведчики, и командир послал к мосту двух отважных бойцов-саперов.
Саперы — умелый народ. Дорогу проложить — зови саперов. Мост построить — посылай саперов. Взорвать мост — опять саперы нужны.
Залезли саперы под мост, заложили мину. Полна мина взрывчатки. Только брось туда искру — и страшная сила родится в мине. От этой силы земля дрожит, дома рушатся.
Положили саперы мину под мост, вставили проволоку, а сами незаметно уползли и спрятались за бугром. Размотали проволоку. Один конец под мостом, в мине, другой - в руках у саперов, в электрической машинке.
Лежат саперы и ждут. Холодно им, но они терпят. Нельзя пропустить фашистов.
Час лежат, другой... Только к вечеру показались фашисты. Много танков, грузовиков, пехота идет, тягачи пушки везут...
Подошли враги к мосту. Вот передний танк уже загремел по доскам моста. За ним - второй, третий.
- Давай! - говорит один сапер другому.
- Рано, - отвечает другой. - Пускай все на мост войдут - тогда уж сразу.
Передний танк уже до середины моста дошел.
- Давай скорей, пропустишь! - торопит нетерпеливый сапер.
- Погоди, - отвечает старший.
Передний танк уже к самому берегу подошел, весь фашистский отряд на мосту.
- Теперь время, - сказал старший сапер и нажал рукоятку машинки.
Побежал по проволоке ток, соскочила искра в мину, и так грохнуло, что за десять километров слышно было. Гремучее пламя вырвалось из-под моста. Высоко вверх взлетели танки, грузовики. С треском взорвались сотни снарядов, что везли на грузовиках фашисты. И все - от земли до неба - закрыл густой черный дым.
А когда ветер сдул этот дым, не было там ни моста, ни танков, ни грузовиков. Ничего от них не осталось.
- В самый раз, - сказали саперы.
Воспитатель: Почему рассказ называется «Саперы»? (Ответы  детей)
-А кто такие саперы?
- О чем узнали разведчики?
- Какое задание и кому дал командир?
- Как заминировали саперы мост и что они делали потом?
- А почему саперы не взорвали мост сразу?
- Как вы считаете, нужно ли быть смелым, сильным и ловким, чтобы выполнить такое боевое задание?    
 (Ответы детей)
Физкультминутка «Саперы» (Дети перебираются с одной стороны групповой  комнаты на другую, наступая только на дощечки)
Воспитатель: Наши солдаты во время войны были не только смелыми, сильными, но и добрыми, миролюбивыми людьми, несмотря на жестокие бои.
Воспитатель показывает фотографию, на которой запечатлен памятник Советскому солдату, солдат держит на руках девочку.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что это за памятник? (Ответы  детей)
Воспитатель: А хотите узнать? (Ответы  детей)
Воспитатель:  Я прочитаю вам ещё один рассказ из книги Льва Кассиля «Твои защитники». Вы внимательно слушайте  и скажите, как может называться этот рассказ.
Воспитатель читает  «Памятник Советскому солдату»
Долго шла война.
Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.
Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.
Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Воспитатель: До какого города дошли наши войска?
- Кого увидел солдат во время боя?
- Что сделал солдат?
- Где подняли бойцы нашей армии свой флаг?
- Что сделали фашисты после этого?
- Где стоит памятник Советскому солдату?
- А как вы думаете, почему поставили памятник нашему солдату?
(Ответы детей).
Воспитатель:  Какое название может быть у этого рассказа?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взять карандаши, бумагу и нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду, из прочитанных мною  рассказов  «Саперы» или «Памятник Советскому Солдату»
Воспитатель: С какой книгой вы сегодня познакомились? Кто автор этой книги?  Вам понравилось литературное  произведение и почему? Что нового вы узнали из книги «Твои защитники о  Великой Отечественной войне?» Хотите ли вы послушать новые рассказы из этой книги?
(Ответы детей)        
Воспитатель: Хорошо, в следующий раз я прочитаю вам новые рассказы, а сейчас поставлю книгу на полку,  в книжной зоне и вы в любое время можете взять её и рассмотреть.