Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Волшебное королевство

Опубликовано 02.03.2021

Дидактического пособие «Волшебное королевство» по звуковой культуре речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Волшебное королевство» направлено на закрепление знаний о гласных и согласных звуках (твердых и мягких), умении определять на слух парные звонкие и глухие согласные звуки. Также пособие направлено на развитие фонематического слуха.

см. Презентацию

Дидактическое пособие может широко использоваться как в учебной деятельности, так и в игровой, помогает разнообразить занятия и поддерживать интерес детей на протяжении длительного времени.

Описание игрового момента №1. (1 этап)
Цель: познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», с различными способами образования гласных и согласных звуков.

При знакомстве детей с гласной буквой мы помещаем её в красный замок нашего королевства. При знакомстве детей с согласной буквой мы помещаем её в замок синего цвета

Описание игрового момента №2. (2 этап)
Цель: познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Согласных замков два. Один синий, там все твердое: и стулья, и диваны, и полы — там живут «твердые согласные звуки». Мы будем их обозначать синим цветом. В зеленом замке все мягкое: и диваны, и кресла, и скатерти на столах — там живут «мягкие согласные звуки». Их мы будем обозначать зеленым цветом». Ребята на слух определяют мягкость или твердость звука в слове.

Описание игрового момента №3. (3 этап)
Цель: познакомить детей с понятиями «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук».
При изучении согласных звуков применяем колокольчик для синего и зелёного замка. «Некоторые согласные звуки, выходя из замка, звонят в колокольчик. Такие звуки называются «звонкие согласные». Другие звуки не звонят в колокольчик — это «глухие согласные звуки». Закрепить эти понятия с помощью тактильных ощущений: приложить ладонь к горлу и почувствовать работу голосовых связок при произнесении звонких и глухих согласных звуков.

В игре еще есть лего-кубики (красного синего и зеленого цветов). На каждом кубике со всех сторон приклеиваются буквы. Ребята сами их пишут, вырезают и наклеивают.

1.    Игра «В гости к другу».
Цель: создать условия для совершенствования у детей навыков чтения прямых и обратных слогов; упражнения в звуковом анализе и синтезе слогов; закрепления графического образа букв; развития фонематического восприятия, фонематического слуха.

Ход игры.
Например, гласный звук А пришел в гости к своему другу согласному твердому звуку Б. Они встали рядом и получился слог АБ.
Сколько звуков в слоге АБ?
Назови первый звук.
Назови второй звук.
Сколько гласных звуков? Назови гласный звук.
Сколько согласных звуков? Назови согласный звук.
Какой по счету гласный звук? Какой по счету твердый согласный звук

2.    Игра «Найди братца»
Цель: создать условия для совершенствования фонематического слуха; закрепления знаний о согласных звуках, дифференцируя звуки (твердые и мягкие); развития внимания, зрительной памяти, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры.
Синий кубик лего с заданной буквой – это брат из замка, в котором все твердое (твердый звук). Ребенок должен найти его брата из зеленого замка, где  все мягкое – зеленый кубик с такой же буквой и прикрепить его к старшему брату.

Данное дидактическое пособие создает условие для овладение грамотой, что предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. В процессе изучения звуков и букв формируются основные понятия, такие как «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.