Конспект образовательной игровой ситуации.
Возраст: Старший дошкольный возраст (старшая группа)
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности: Конструирование, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (конструировании, познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой).
Задачи:
1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру, через сопереживание игрушечному персонажу мышонку Микки.
2. Создать условия для активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, посредством участия в совместных играх.
3. Развивать интерес детей к окружающим предметам и активно действовать с ними (строительство домика для мышонка Микки, ремонт дороги и поиск друзей мышонка);
4. Развивать воображение детей, посредством использования различного (в т.ч. нетрадиционного) строительного материала (строительство домика из: 2 игрового набора из комплекта «Пертра», плоский деревянный конструктор, объемный деревянный конструктор, плоские камни, ветки деревьев);
5. Развивать тактильные и кинестетические ощущения, микро и макро моторику детей (поиск мышат в крупах: гречневая, перловая, рисовая, горох, фасоль; пальчиковая гимнастика «Строим дом»; использование оборудования «Пертра»; выбор различного строительного материала);
6. Закрепить элементарные математические представления: оценку свойств предметов (дома деревянные, кирпичные, каменные, стеклянные); цифры в пределах первого десятка; различение и название геометрических фигур (овал, ромб, трапеция, треугольник, прямоугольник); устанавливание простейших пространственных зависимостей (определение нахождения домов на экране, поиск карточек-указателей).
Ход ОИС
Дети заходят в зал и становятся как им удобно.
1 этап: Мотивация
Педагог: Ребята, сегодня утром я шла в детский сад. По дороге я встретила мышонка. Он рассказал, что его зовут Микки и ему негде жить. А на улице холодно, сыро. Мне стало так жалко Микки.
Педагог: Что делать, ребята?
(ответы детей)
- Ребята, как мы можем помочь Микки?
(ответы детей)
Если дети не предлагают построить дом, то педагог говорит:
«А может мы построим для мышонка дом?»
(ответы детей)
Если дети говорят, что нужно построить дом, то педагог соглашается.
2 этап: Планирование
Педагог: Что для этого нужно?
(ответы детей)
Педагог: Но перед тем, как вы начнете строить дом, посмотрите, пожалуйста, на экран.
На экране изображено 1слайд
(изображение деревянного, кирпичного, каменного домов)
Педагог: Что вы видите?
(ответы детей)
А какие это дома?
(ответы детей)
Если дети затрудняются классифицировать дома по свойству (материал), то педагог спрашивает:
Из чего сделаны эти дома? (ответы детей)
Какой дом расположен в верхнем правом углу? (ответы детей)
В левом нижнем углу? (ответы детей)
В верхнем левом углу? (ответы детей)
В нижнем правом углу? (ответы детей)
Педагог: А теперь посмотрите на эти домики. Какие они?
(ответы детей)
2 слайд (изображение 2-х домов: одноэтажного и многоэтажного домов)
Педагог: Чем они отличаются?
(ответы детей)
Если в ответах детей не прозвучали слова «одноэтажный» и «многоэтажный», то педагог задает вопрос: Как называется дом, у которого один этаж?(ответы детей)
Педагог: Давайте посчитаем, сколько этажей у второго дома. Хотите?
Дети считают этажи многоэтажного дома.
Как называется дом, у которого много этажей?
(ответы детей)
Педагог: Получается, дома бывают разные!...
А как называются люди, которые строят эти дома?
(ответы детей)
А что потребуется нам с вами, чтобы мы тоже стали строителями?
(ответы детей)
3 этап: Дело
Педагог: Ребята, посмотрите, что у нас есть. Что это? (ответы детей)
(педагог указывает на строительную одежду)
Педагог: Хотите стать строителями? (ответы детей)
Педагог: Давайте подойдем и оденем строительную одежду.
(пока дети одеваются, педагог задает вопросы)
Ребята, для чего нужна форма строителям? (ответы детей)
Какие должны быть строители? (ответы детей)
Педагог: Ребята, чтобы стать сильными и ловкими, как строители, нужно подготовить руки к работе.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Педагог: А теперь пойдем и посмотрим на нашу строительную площадку.
Педагог вместе с детьми обходят строительную площадку и знакомятся со строительным материалом: 2 игрового набора из комплекта «Пертра», плоский деревянный конструктор, объемный деревянный конструктор, плоские камни, ветки деревьев.
Педагог: Друзья, из чего вы хотите построить домик для мышонка?
(ответы детей)
Педагог предлагает детям самостоятельно выбрать себе материал для строительства и начать строить дом.
Педагог: Ребята, какие замечательные, интересные, красивые дома вы построили.
Педагог: Друзья, посмотрите, что у нас получилось из домов?
(ответы детей)
Если дети затрудняются ответить (ответ: улица) педагог загадывает загадку:
В два ряда дома стоят
Раз и два, и три подряд.
Чтоб не было путаницы
Все дома назвали… (улицей)
Педагог: А назовите мне улицу, на которой живете вы? (ответы детей)
Педагог: А у этой улицы нет названия! Что делать??? (ответы детей)
Педагог: Как мы назовем улицу, если на ней будет жить мышка? (ответы детей).
Если дети не назвали «сырная», то педагог говорит:
Ребята, а на соседней улице живут котята, их улица называется «Рыбная», у белочек – улица «Ореховая». Как же будет называться наша улица?
(ответы детей: сырная)
Педагог: Ребята, чего не хватает нашим домам на улице Сырной? (ответы детей)
Педагог подходит к столу и берет карточки с цифрами.
Педагог: У меня есть карточки с цифрами. Посмотрите.
Как мы можем их использовать?
(ответы детей)
Выбирайте карточку, положите ее рядом с домиком.
(дети выкладывают номера у домиков)
Педагог просит каждого ребенка назвать номер своего домика.
Педагог: Ребята, посмотрите, как много у нас домиков, а мышонок у нас один. Наверное, ему будет скучно жить одному?!
Ребята, то же делать?
(ответы детей)
Если дети предлагают найти мышонку друзей, то педагог говорит:
Педагог: Здорово, Микки мне сказал, что они спрятались. Ребята, как вы думаете, где могли спрятаться друзья Микки?
(ответы детей)
Ну что ребята, кто хочет помочь мышке найти его друзей?
(ответы детей)
Педагог: Тогда в путь! Но это далеко. Пешком не дойдешь. Надо ехать на машине.
А дорога поломалась. Что нам делать?
(ответы детей)
Педагог: Вам понадобятся указатели. Вот они. Возьмите себе по одному.
(дети берут карточки-указатели с изображением геометрических фигур: ромб, трапеция, треугольник, овал, прямоугольник разного цвета)
Что изображено на ваших карточках?
(ответы детей)
Чем похожи ваши фигуры? Чем отличаются?
(ответы детей)
Педагог: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Найди свое место». Вы готовы?
Тогда в путь!
(дети подходят каждый к своей дороге и «ремонтируют» ее, потом ищут на ощупь в крупе и достают из контейнера мышат-друзей).
Педагог: Здорово, ребята, какие вы молодцы, вы нашли для нашего мышонка много друзей. Я вам предлагаю поиграть вместе с ними.
Музыкальная игра
«Кот и мыши»
Педагог: Друзья, наши мышки устали и хотят отдохнуть. Что делать?
(ответы детей)
Педагог: Давайте их поселим в домики, которые мы построили. Хотите?
(Дети поселяют мышат в домики)
Педагог: Теперь мышонку будет весело, потому что он будет жить вместе со своими друзьями. На улице Сырной сегодня новоселье. Праздник. А на праздник принято дарить подарки. Вы согласны? Как вы думаете, что любят мышки?
(ответы детей)
Я предлагаю мышатам подарить сыр!
Ребята, сыр волшебный. В благодарность за то, что вы построили дома и нашли друзей Микки, он хочет и вам сделать подарок. Возьмите.
Педагог выкатывает огромный сыр и открывает его,
дети берут себе по смайлики
Педагог: А нам пора возвращаться к нашим друзьям, в группу.
3 этап: Анализ
Итоговые вопросы:
О чем вы расскажете своим друзьям в группе?
Какое доброе дело вы сегодня сделали?
Что вам запомнилось больше всего?