Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Образовательная игровая ситуация "Мы - дети Земли!

Опубликовано 21.07.2017

Конспект образовательной игровой ситуации. Составила:
Иванова Юлия Евгеньевна, музыкальный руководитель ст. Северская
Возраст: Старший дошкольный возраст (старшая группа)

см. Видеоролик образовательной игровой ситуации "Мы - дети земли!" конкурс "Лучшие педагогические работники дошкольных образовательных организаций" 2017 года

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности: Музыкальная, познавательно-исследовательская,  коммуникативная, игровая.

Цель: создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (музыкальной, познавательно-исследовательской, коммуникативной).  

Задачи:  
1.    Восприятие музыки, через умение внимательно слушать музыку, определять её характер, воспринимать настроение музыки; закрепить   умение детей самостоятельно определять музыкальное произведение, лад музыки, композитора знакомых произведений;
2.    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, на основе произведений классической музыки из «Детского альбома» П.И. Чайковского;
3.    Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, посредством совершенствования умения слышать музыкальные фразы и паузы, исполнять песню легко, четко и весело (песня «Непоседа дождик»); выполнять  ритмические хлопки (приветствие и прощание),  танцевальные движения (полет на Марс), уметь ориентироваться в пространстве (игра «Ку-ку»);
4.    Стимулирование самостоятельной музыкально – двигательной импровизации (отклик на танцевальный характер пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского);
5.    Развивать интерес детей, любознательность (появление необычного героя Марсианца I); закрепить представления о времени года, о метеоритах (мультик о метеоритах), о космонавтах (пальчиковая гимнастика «Космический отряд»);
6.    Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания мульпликационному персонажу «Марсианцу I», а также персонажам музыкальных произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Ход ОИС

Дети заходят в зал  под марш, образуют круг, музыка прерывается.
1 этап: Мотивация
Муз. рук.: (хлопая в ладоши, простукивая ритм) Здравствуйте, ребята.
Дети: (хлопая в ладоши, простукивая ритм) Здравствуйте!
Муз. рук.: Ребята, вы любите сюрпризы?
(Ответы детей)
Я сегодня вам приготовила сюрприз…. Хотите посмотреть?
Внимание на экран!

Педагог подходит к компьютеру и пытается что-то включить,
но у него ничего не получается.
Муз. рук.: Что-то у меня ничего не получается!
Как вы думаете, что случилось?
(Ответы детей)
Муз. рук.: Что нужно сделать?
(Ответы детей)
Если дети предлагают починить компьютер, то педагог говорит:
Кто мне сможет в этом помочь?  
Что для этого нужно?
Если дети не догадываются, что необходимо починить компьютер:
Муз. рук.: Как вы думаете, может что-то случилось с компьютером?
(Ответы детей)

Педагог выбирает желающих починить компьютер.
Дети подходят к компьютеру и включают его, на экране появляется изображение космоса.

Муз. рук.: Ребята, взгляните на доску, что появилось на экране?
(Ответы детей)
Правильно, мы наладили связь с космосом!!!

На экране появляется Марсианец I.

Марсианец I: Приветствую вас жители планеты Земля. Я – Марсианец I с  планеты Марс.  Мне очень нужна ваша помощь. Пожалуйста, прилетайте ко мне на Марс, я расскажу вам о своей беде…

2 этап: Планирование

Муз. рук.: Ребята, как нам помочь Марсианцу I?
(Ответы детей)
Что будем делать? Что нам этого нужно?
(Ответы детей)
Муз. рук.: Как мы попадем на Марс, если мы находимся на планете Земля? (Ответы детей)

3 этап: Дело

В зависимости от ответов детей, муз. рук. предлагает лететь на том,
что они назовут (ракета. летающая тарелка и т. д.)
Муз. рук.: Ребята, берите каждый свой «космический транспорт», садитесь поудобнее. Полетели!!!
Дети берут себе по обручу и становятся в удобном для них месте.

Пальчиковая гимнастика «Мы космический отряд»

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.
Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
1 - Гагарин,
2 - Титов,
3 - Леонов,
4 - Комаров,
5 - ый женщина, а не мужчина -
Терешкова Валентина!
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.

Музыкальная-ритмическая композиция «Полет в космос»
Звучит музыка, дети делают музыкально-ритмические упражнения.
После окончания музыки, на экране появляется Марсианец I.

Марсианец I: Ура, прилетели, сейчас я к Вам спущусь!

Педагог берёт в руки куклу ручной работы и начинает вести диалог от своего имени и от имени Марсианца I

Марсианец I: Здравствуйте, земляне. Я очень рад, что вы ко мне прилетели.  У меня случилась беда. Раньше на моей планете мы жили счастливо. Смеялись и пели веселые песни. Но последнее время, марсиане до того обленились, что петь, совсем разучились. Я прошу их петь и так и сяк, а они не хотят никак. Помогите, мне, пожалуйста!

Муз. рук.: Ребята, как научить марсиан петь так, как пели они раньше?
(Ответы детей)
Какие песни  и танцы бывают по характеру и настроению?
(Ответы детей)
Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, кто нам помогает делать музыку  веселой и грустной, задорной и задумчивой?
(Ответы детей)
Муз. рук. (при затруднении в ответе детей): Кто мне подскажет, с  какими двумя братьями – ладами мы знакомы?
(Ответы детей: мажор, минор)
Муз. рук.: Я предлагаю вам превратиться в мажориков и минориков.

Дети выбирают сами, кем бы они хотели быть
и берут в руки одного из клоунов

Муз. рук.: (педагог берет в руки маску Мажора)
Здравствуй, Марсианец I. Меня зовут сеньор Мажор!
Со мною будешь бодр и смел.
И всем на удивление,
Любую трудность победишь
Мажорным настроением.
А- ну, запевай!
Дети поют:   Все мы дружно стали в ряд, получился звукоряд.
                      Не простой мажорный, радостный, задорный.
Марсианец I: Здорово! Мне нравится, нравится!!!
Муз. рук.: (педагог берет в руки маску Минора)
А я зовусь сеньор - Минор
И вот вам, что скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая слезы лить,
И предлагаю - …погрустить.
Дети поют:   Все мы дружно стали в ряд, получился звукоряд.
                      Не простой мажорный, радостный, задорный.
Марсианец I: Я счастлив с вами познакомиться, уважаемые сеньоры!
Муз. рук.: Уважаемый марсианец I, вы запомнили, у какого синьора всегда веселое настроение? (марсианец I затрудняется ответить и дети помогают марсианцу I)/
- У какого синьора всегда грустное настроение?  (дети опять  помогают марсианцу I).
Муз. рук.: Ребята, кажется, наш гость не очень понял, о чём идёт речь. Поможет нам рассказать о мажорной и минорной музыке наш волшебный альбом, который написал для маленьких детей один добрый композитор.
Марсианец I: А кто такой композитор?
(Ответы детей)

На экране появляется фото П.И. Чайковского.

А про какой альбом вы говорите, если альбомы бывают для рисования?
(Ответы детей)

На экране картинка обложки Детского альбома П. И. Чайковского

Муз. рук.: А у вас, ребята, есть любимые музыкальные произведения из детского альбома?
(Ответы детей)
Хотите поиграть в музыкальные загадки?
(Ответы детей)
Когда будет звучать то или иное произведение из детского альбома, вы своими движениями покажите марсианцу I мажорная или минорная звучала музыка.
Какими движениями мы передадим характер Минора?
(Ответы детей)
Как вы думаете, какими должны быть движения в танце для  Мажора?  
(Ответы детей)  

Звучит музыкальное произведение из детского альбома, дети отгадывают название, показывают музыкальные этюды, придуманные самостоятельно. После окончания музыки, на экране появляется картинка,
 характеризующая музыкальное произведение.
«Игра в лошадки»
«Марш деревянных солдатиков»
«Болезнь куклы»
«Новая кукла»

Марсианец I: Замечательно! Я всё понял. Я научу своих марсианцев танцевать весёлые и грустные танцы. А скажите, пожалуйста, а петь весёлые и грустные песни можно?
(Ответы детей)
Муз. рук.: Конечно можно. Можно и петь и на музыкальных инструментах создавать разное настроение. У нас есть весёлая песенка про осенний дождик.
Марсианец I: (с недовольством в голосе) Что-что? Про дожди я всё знаю. Это ужасно! У нас бывают метеоритные дожди. Они… они мне по голове бах! Это очень больно, это минорно, если говорить вашим музыкальным языком. Вовсе это не весёлая песенка. Хотите узнать про метеоритные дожди?

Видео «Узнай, что такое метеорит»
Марсианец I: Вот, что такое метеорит, а когда их много падает это называется метеоритный дождь. А что такое осенний дождь, я не знаю…И вообще, я не знаю, что такое осень…
Муз. рук.: Ребята, а вы  знаете, что такое осень?
(Ответы детей)
Муз. рук.: Уважаемый, Марсианец I, мы споём тебе песенку про дождик на планете Земля. Только вот трудно спеть песню без подготовки, голос нужно настроить. Помогут нам в этом знакомые упражнения и попевки.

Фонопедические упражнения: «Медведь», «Самолёт-птички»,
«Самолёт приземляется»
Распевание: «Листики летят»
Муз. рук.: Молодцы, все настроились на дальнейшее пение?  
(Ответы детей)
Песня будет про дождик. Как вы думаете, чем мы можем озвучить дождь?
(Ответы детей)
Муз. рук. (при затруднении в ответе детей): Музыкальные инструменты смогли бы  нам в этом помочь?
(Ответы детей)
Тогда, я предлагаю вам выбрать себе инструменты и исполнить для нашего гостя песню «Дождик-непоседа»

Дети самостоятельно выбирают инструмент,
на котором они бы хотели играть

Песня «Дождик-непоседа»
(с музыкальными инструментами)
Марсианец I: Невероятно, какие яркие музыкальные краски я услышал. Как радостно мне среди вас. Так и хочется играть и веселиться.
Муз. рук.: Ребята, пригласим поиграть Марсианца I в игру «Ку-Ку»
(Ответы детей)
Игра «Ку-Ку»

Муз. рук.: Мы тут с вами веселимся на марсе и совсем забыли о времени… Нам пора возвращаться на нашу планету. Вы хотите вернуться в свою группу и рассказать друзьям, что вы видели?
(Ответы детей)
Марсианец I: Как жаль, что вам пора домой. Я вас никогда не забуду, ведь я всё понял - Веселый Мажор дружит с грустным Минором. И за то, что они ладят друг с другом их называют их «лады»: Мажорный лад и Минорный лад.
Муз. рук.: Уважаемый Марсианец I, для того чтобы на твоей планете, как раньше, звучали музыка и песни, мы  оставляем тебе братьев Мажора и  Минора.
Марсианец I: Спасибо Вам большое, что вы ко мне прилетели и спасли мою планету.
Марсианец I прощается

Муз. рук.: Ребята, а как же мы вернёмся обратно на Землю?
(Ответы детей)
Я предлагаю Вам, посмотреть в иллюминатор нашего космического корабля.

Дети садятся в обручи и смотрят на экране фильм о космосе.

4 этап: Анализ

Итоговые вопросы:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Какое доброе дело вы сегодня сделали?
Что вы расскажите ребятам в группе?
Что нового вы сегодня узнали?
Что вам запомнилось больше всего?

Педагог хвалит детей, обращаясь к каждому по имени,
за их активность, любознательность, выполнение заданий и др.

Звучит музыка. Дети под марш выходят из зала, направляясь в группу.