Конспект образовательной деятельности по слушанию музыки в средней группе.
Цель: рассказать детям о том, что музыка может передавать настроение, черты характера человека.
Задачи:
- воспитывать интерес и любовь к музыке;
- учить соотносить настроение музыки с различными тембрами музыкальных инструментов;
- учить различать смену характера музыки, форму музыкального произведения.
- развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
- учить самостоятельно узнавать и называть музыкальное произведение.
- развивать творческие способности, умение передавать характер музыки в движениях.
Ход занятия:
Под музыку дети заходят в зал.
Муз. рук.: Ребята, обратите внимание, у нас в музыкальном зале гости. Давайте поздороваемся с гостями, но только музыкально. (Поют «Здравствуйте», гости отвечают)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Ребята, вы любите смотреть мультики? (ответы детей) Тогда у меня для вас интересное предложение. Я предлагаю вам посмотреть сегодня мультики. Хотите? (ответы детей) Мы сегодня посмотрим видеоролик на музыку немецкого композитора Л. Ван Бетховена. Пьеса называется «Весело-грустно». Обратите внимание, как будет меняться настроение музыки.
Видеоролик «Весело-грустно». Л. Ван Бетховена
Муз. рук.: Ребята, скажите, сколько частей в музыке вы услышали? Сколько раз менялось настроение в пьесе?
Дети: три раза. Сначала мы увидели весёлых зверят, затем грустных и потом опять весёлых.
Муз. рук.: Правильно. Мелодия первой и третей части была какая по характеру?
Дети: отрывистой, лёгкой, шаловливой.
Муз. рук.: Мелодия средней части чем отличалась?
Дети: грустным, печальным, «гладким» настроением. Ребята, а хотите тоже быть композиторами? (ответы детей) Я предлагаю вам озвучить это произведение. Передо мной лежат музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики). Как вы думаете, какой инструмент подходит весёлой части музыкального произведения?
Дети: Колокольчик.
Муз. рук.: Правильно. Колокольчик звучит весело, звонко. А кокой инструмент больше подходит грустной части?
Дети: Треугольник.
Муз. рук.: Я согласна с вами, т. к. у треугольника долгий, нежный, продолжительный звук. Я раздам вам инструменты и мы помузицируем.
Исполнение пьесы «Весело-грустно» на музыкальных инструментах.
Муз. рук.: Молодцы. А теперь у меня для вас музыкальная загадка. Послушайте внимательно музыку.
Звучит «Клоуны» Д. Кабалевского
Муз. рук.: Ребята, обратите внимание на интерактивную доску.
Слайды с несколькими вариантами ответов к пьесе «Клоуны»
(Дети выбирают тот, который по их мнению верный)
1. Как вы думаете, какой композитор написал это произведение?
2. Определите название пьесы.
3. Какое настроение вызвала у вас пьеса?
4. Какой характер произведения?
5. Сколько частей в пьесе?
Как вы думаете, почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Дети: Потому что музыка рассказывает о двух клоунах – весёлом и грустном.
Муз. рук.: Совершенно верно. В первой и третей частях музыка громкая, смелая, задорная. А вторая часть – осторожная, тихая. У весёлого клоуна всё получается, а у грустному не везёт. Я ещё раз включу вам музыку, а вы мне скажите, какого клоуна она изображает.
Звучат фрагменты из пьесы.
Дети отгадывают, о каком клоуне рассказывает музыка.
Муз. рук.: Композитор Д. Кабалевский очень любил детей, и музыку свою он сочинял о том, что интересует вас. Интересная музыка о клоунах? (ответы детей) Композитор рассказывает нам своей музыкой о разном настроении, о разных чувствах, о разных образах, знакомых детям. Мы знаем с вами музыку, которая расскажет нам о трёх разных девочках - плакса, злюка, резвушка. Давайте прослушаем каждую пьесу и подберём подходящую картинку.
Звучат пьесы «Плакса», «Злюка», «Резвушка», Д. Кабалевского дети определяют название, характеризуют пьесу, выбирают соответствующую карточку.
Муз. рук.: Вы всё правильно отгадали, все старались и поэтому мне хочется с вами поиграть в игру «Кого встретил колобок».
Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок»
Дети слушают музыку, определяют о каком животном идет речь, характеризуют музыку, выполняют движения соответствующие образу.
Муз. рук.: Сегодня мне очень понравилось, как вы угадывали музыкальные загадки, играли в игры. Мне с вами было очень интересно. Давайте попрощаемся с нашими гостями и вернёмся к себе в группу.
Под музыку дети выходят из зала.