Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Организация образовательных игровых ситуаций (ОИС) в соответствии с ФГОС ДОУ

Организация образовательных игровых ситуаций (ОИС) в соответствии с ФГОС ДОУ

Опубликовано 27.02.2018

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
в раннем возрасте (1 год - 3 года)
-    предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-    экспериментирование с материалами и веществами;
-    общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
-     самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
-     восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
-    двигательная активность
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
-    игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-    коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-    познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
-    восприятие художественной литературы и фольклора
-    самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
-    конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
-    музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-    двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

        
Схема развития любого вида деятельности такова:
сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым,
 затем в совместной деятельности со сверстниками
и становится самодеятельностью.
 
        Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
•  делают выбор;
•  активно играют;
•  используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
•   работают все вместе и заботятся друг о друге;
•   отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение.

Как продемонстрировать детям свое уважение
• Всегда называйте детей по имени.
• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
• При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь

Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Девиз партнёрского общения: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
       

Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах непосредственно образовательной деятельности


    Этапы непосредственно образовательной деятельности    
Характеристика действий
1.    Начальный этап деятельности    Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
2.    В ходе процесса деятельности    Воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
3.    Заключительный этап деятельности    Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности
Характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1)    включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2)    добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3)    свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
4)    открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)

        В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
       Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях.
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».

Примерные формы организации
 непосредственно образовательной деятельности

Детская деятельность    Примеры форм работы
Двигательная    *Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая    *Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
Изобразительная
и Конструирование    *Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Восприятие  художественной литературы и фольклора    *Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
Познавательно-исследовательская    *Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
Коммуникативная    *Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Самообслуживание и элементарный бытовой труд    *Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкальная    *Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры
 

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.

Заключение
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
         - уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.