Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Пальчиковые игры

Опубликовано 21.01.2021

Консультация для воспитателей.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего возраста. Детские психологи отмечают, что в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Это связано с тем, что родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе.

Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Ни для кого не секрет, что игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Ребята, с которыми я работаю, только начинают знакомство с детским садом, для них все ново, они находятся  в состоянии адаптации и к тому же многих развитие речи на недостаточном уровне. Что бы облегчить процесс адаптации, снять психологическое напряжение и в то же время простимулировать развитие  речи, я использую пальчиковые игры.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной; он получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Пальчиковые игры и упражнения содержат в себе ряд массажных приемов. В работе с детьми я использую следующие массажные приемы:

Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх является растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

К пальчиковым играм относятся игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Пальчиковые игры и упражнения, по моему мнению, хороши ещё и тем, что их можно проводить различные режимные моменты.

Разучивание новой  пальчиковой игры я провожу по следующим этапам:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Так же необходимо помнить три важных правила:
1. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
2. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
3. Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна часто использоваться в совместной деятельности с детьми.

В процессе работы в данном направлении я пришла к выводу, что использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
•    сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
•    развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
•    стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
•    научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
•    ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
•    а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.