Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Особенности развивающей предметно-пространственной среды

Особенности развивающей предметно-пространственной среды

Опубликовано 18.12.2019

Особенности развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с принципами ФГОС. Одним из важных условий реализации системы коррекционно-развивающего процесса в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Для работы логопедического пункта в ДОО выделено специально оборудованное помещение, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, и приспособлено для проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с детьми. Мной создана современная развивающая предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, всестороннего гармоничного развития личности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает создание условий для развития детей с учетом их особенностей.

При создании предметной среды я руководствовалась следующими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования:

1. Полифункциональность.  Развивающая предметно-пространственная среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
2. Доступность. Среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках.
3.Системность. Весь материал систематизирован по тематикам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
4. Здоровьесбережение. Достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, мебель для детей регулируется по высоте. Стены кабинета имеют светло-зеленый цвет, цвет мебели и ковра серых, голубых и желтых оттенков.
5. Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей. Размеры мебели, наглядно-методический материал и игры подобранны с учётом возраста детей.
6. Трансформируемость (мобильность). Данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Дидактические пособия, дидактические куклы, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, детские столы во время занятий отодвигаются, окно по мере необходимости закрывается шторами – жалюзи.
7. Вариативность. Предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей (в зависимости от возраста детей, задач обучения), могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель.
8. Насыщенность. Среда соответствует содержанию образовательной программы ДОО, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
9. Безопасность. Среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
10. Эстетичность. Наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающих материалов, эстетически оформлены, отвечающие гигиеническим и эстетическим требованиям.

Логопедический кабинет условно подразделен на центры, что позволяет использовать помещение максимально эффективно:

Центр речевого развития:
Центр находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы.

Для проведения НОД установлена магнитная доска, комплект детских столов и стулья.
Центр речевого развития включает в себя наглядно-методические пособия. Весь материал систематизирован по разделам: пособия для развития фонетико-фонематической системы языка, пособия для развития слоговой структуры слова, пособия для развития лексико-грамматического строя речи, пособия для развития связной речи.
Оснащение центра содержит  следующие виды пособий:
игрушки и пособия для развития дыхания и выработки воздушной струи (надувные игрушки, свистки, дудочки, «Листья шелестят», «Снежинки летят», «Стрекозы», «Бабочки» и другие.);
карточки, схемы, таблицы, картинки для проведения артикуляционной гимнастики;
картинный и речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты, чистоговорки);
папки по лексическим темам;
наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности;
тексты для пересказов;
диагностический материал;
картотека коммуникативных игр («Составь схему», «Слова на один звук», «Укрась елку» и т. д.);
настольные речевые игры («В мире звуков», «Короткие слова», «Один-много», «Мои первые предложения» и т.д.).

Центр сенсорного развития:
Предметно-развивающая среда этого центра сформирована из дидактических пособий способствующих  развитию психических процессов дошкольников (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата, коррекции личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы.
Содержание сенсорного центра: аудио магнитофон с аудио дисками «голосов природы», звучащие игрушки (металлофон, маракасы, барабан, колокольчик, дудочка, бубен), занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками, рамки-вкладыши Монтессори, карточки с «зашумленными» изображениями предметов, игры «Узнай по силуэту», «Дорисуй рисунок» и другое.

Центр моторного и конструктивного развития:
Находится в доступном для детей месте, в шкафу, полки которого расположены в соответствии с ростом ребенка. Содержание центра наполнено материалом для развития общей и мелкой моторики: массажными мячиками, шнуровками, пазлами, трафаретами, конструктором, мозаикой, пирамидками,  картотекой пальчиковых игр, упражнений на развитие речи с движением, физминуток, дидактическими играми: «Собери бусы», «Застегни пуговицы», «Золушка» и другими.

В кабинете логопеда отведено место информационному стенду, где освещаются актуальные проблемы коррекционно-развивающего обучения, размещается папка с консультациями для родителей и педагогов ДОУ.
Рабочее место учителя-логопеда оснащено комплектом мебели, ноутбуком  для ведения и хранения документации.

Таким образом, организованная в логопедическом кабинете развивающая предметно-пространственная среда способствует развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций дошкольников. Созданы комфортные условия для детей и логопеда, сопутствующие плодотворному осуществлению коррекционно-развивающего процесса, учтены интересы родителей.