Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полезные ссылки

Музыкальные игры

Опубликовано 24.08.2016

1.    НЕБО, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ
Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры. Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола. На слово «Небо» — поднимают руки вверх, «Воздух» — руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с лег-ким бегом.

2. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!
Цель. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа в двигательных реакциях.
Ход игры.  Под музыку  марша дети выполняют статические и динамические движе¬ния. На нечетные такты дети двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух на четыре счета: «Раз, два, три, четыре!» На чет¬ные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроиз¬водя ритмический рисунок.

3. Постройся по сигналу.
Цель. Активизировать слуховое внимание, развивать быст-роту и последовательность действий.
Ход игры. Дети должны запомнить последовательность нео-жиданных звуковых сигналов и в соответствии с ними выпол-нить различные построения. Звуковые сигналы могут быть шумовые, музыкальные и речевые.
Под маршевую музыку дети двигаются бодрым шагом в свободном направлении, Сигналы могут раздаваться в начале, середине, конце фразы, предложения или части музыкального произведения на любую ритмическую долю.
На первый сигнал, удар в бубен дети строятся в колонну и маршируют в ней до второго сигнала. На второй сигнал, рече-вой, слово «Ух!», дети перестраиваются в шеренгу. На третий, шумовой, шелест бумаги, — перестроение в круг лицом друг к другу. На четвертый, музыкальный, звук дудочки, — дети ша-гают в кругу спиной друг к другу.

4. ВСАДНИКИ
Цель. Развивать образную память.
Ход игры. Дети делятся на пары и встают по кругу боком к центру: первый — «конь», второй — «всадник». На 1-ю часть музыки все двигаются с высоким подниманием бедра.
На 2-ю часть «кони» разбегаются, а «всадники» начинают их ловить, пока звучит музыка. Затем игра повторяет¬ся, и игроки меняются ролями.

5. ПТИЦЫ
Цель. Учить распределять внимание.
Ход игры. Участники игры делятся на три подгруппы — вороны, воробьи, ласточки. Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.
Вороны:    Дети двигаются в колонне друг за другом,
Мы шагаем по дорожке,    выполняя шаг с высоким подниманием колена.
Поднимая выше ножки.
Воробьи:    Дети приседают и постукивают пальцами по полу.
Зернышки клюем, сидим,
Да за кошкою следим.
Ласточки:    Дети разбегаются врассыпную, плавно
Мы летаем, мы летаем,    поднимая и опуская руки через стороны.
Ветер теплый догоняем.
Услышав музыку, дети, исполняющие роли других птиц, двига-ются одновременно с «ласточками»: «вороны» — высоким шагом по большому кругу, «воробьи» сидят в центре круга и клюют зернышки, «ласточки» свободно летают по всему про¬странству, не наталкиваясь на других «птиц».
Игра повторяется три раза, чтобы игроки могли изображать разных птиц.

6. СМОТРИ И ПОВТОРИ
Цель. Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры. Дети стоят в трех колоннах лицом к педагогу. Под музыку детям показывается первый элемент движений на 1-й такт. Дети первой колонны повторяют его на 2-й такт, дети вто¬рой — на 3-й, дети третьей — на 4-й такт.
Ритмическая последовательность выполнения движений способствует выработке быстроты реакции на повторение. Двигательные элементы могут быть гимнастического, хореог-рафического, физкультурного характера.

7. РАЗ — ДВА!
Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведе-нии ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танце-вального характера. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты — действия по тексту.
1 такт -   Раз – два!                          5 такт - Раз, два!
2 такт – Хлоп-хлоп-хлоп!                    6 такт - Шлеп-шлеп-щлеп!

3 такт – Раз – два!                              7 такт - Раз, два!
4 такт –  Топ-топ-топ!                        8 такт – Поворот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении — разворачиваются спиной в круг.

8. ВЕТЕРОК
Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.
Ход игры. Дети, стоя в кругу, проговаривают текст.
Ветерок к нам прилетел, Поиграть здесь захотел. До кого он долетит, Тот быстрее побежит.
Под музыку Ф. Шуберта «Контрданс» ребенок-ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавли¬вается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ве-терком становится следующий ребенок, который продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети уча-ствовали в игре.

9. РИСУЕМ КВАДРАТ
Цель. Развивать наглядно-слуховое внимание, осваивая четырехдольный размер.
Ход игры. Под ритмичную музыку дети рисуют в воздухе квадрат правой рукой на слоги «Ба», «Бо», «Бу», «Би», левой — на слоги «Ва», «Во», «By», «Ви». Затем продолжают рисовать квадрат поочередно каждой рукой на слоги, начинающиеся с других согласных в алфавитном порядке с гласными «А», «О», «У», «И».

10. Карусели.
1 вариант: Во время запева дети, взявшись одной рукой за обруч, бегут по кругу. Во время припева останавливаются и, не отпуская обруч, топают по 8 раз - сперва одной, потом - другой ногой.

2 вариант: Дети, взявшись за руки и повернувшись друг за другом, бегут по кругу. Во время припева, отпустив руки, хлопают в ладоши.

11. ЗМЕЙКА
Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в про-странстве.
Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку  бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на сле¬дующий акцент берет третьего, третий — четвертого и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змей¬кой, взявшись за руки.

12. СДЕЛАЙ НАОБОРОТ
Цель. Развивать наблюдательность, быстроту движений рук.
Ход игры. Дети строятся в две-три колонны. Взрослый при-глашает ребят на игру:
Педагог показывает движения, а дети выполняют противо-положные действия. Каждый двигательный элемент соответ-ствует четырехдольному такту ритмичного сопровождения
Движения педагога
1т. —    Поднять руки вверх.
2    т. —    Руки вытянуть вперед.
3    т. —    Руки вдоль тела.
4    т. —    Руки отвести назад.
5    т. —    Развести руки в стороны с поворотом направо.
6    т. —    Развести руки в стороны с поворотом налево.
7    т. —    Отвести обе руки вправо.
Движения детей
Руки опущены вдоль туловища.
Руки отвести назад, за спину.
Руки поднять вверх.
Руки вытянуть вперед.
Развести руки в стороны с поворотом налево.
Развести руки в стороны с поворотом направо.
Отвести обе руки влево.

13.  ЗАПОМНИ ЦИФРУ
Цель. Развивать устойчивость слуховой памяти.
Ход игры. Перед игрой детям дается установка запомнить цифру, названную ведущим. Под спокойную музыку лирическо-го характера дети свободно двигаются по залу. Ведущий называет цифры в любом порядке. Услышав цифру, которую надо было запомнить, игроки должны остановиться и хлопнуть в ладоши над головой. Рекомендуем педагогу между повторением заданной цифры использовать длительные отрез-ки, чтобы обострить слух и развить внимание.

14. ВЕНОК
Цель. Развивать зрительную и слуховую память.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание русской плясовой мелодии с четким ритмом взрослый называет детей по именам. Услышав свое имя, ребенок кладет правую руку на левое плечо рядом стоящего уча¬стника игры. Второй ребенок, услышав свое имя, -кладет правую руку на плечо следующего и т. д. При выполнении движений в ле¬вую сторону дети сами называют свое имя с ударением на первом слоге и протягивают левую руку на правое плечо стоящего рядом.
Игра будет окончена, когда дети руками «сплетут венок».

15. РАЗ, ДВА, ТРИ!
Цель. Развивать способность переключать внимание, изме-няя характер движения при восприятии плавного и отрывистого звучания музыки.
Ход игры. Дети стоят в парах лицом друг к другу. Звучит  На плавное звучание восьмых длительностей дети поднимают соединённые руки через сторо¬ны вверх. На отрывистое — хлопают в ладоши на четверти, считая на три счета вслух и опуская руки. Первый хлопок — над головой, второй-третий перед собой.

16. БАБОЧКИ
Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запо-минать последовательность выполнения действий в задании.
Оборудование. Бумажные цветы красного, синего, белого, желтого цвета.
Ход игры. Перед игрой детям дается установка на запоми-нание выполнения последовательных действий. Под музыку вальса дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго — на желтый, в конце тре¬тьего — на синий, четвертого — на белый.
Игра повторяется несколько раз. Для активизации зритель-ного внимания последовательность действий изменяется.

17. 4  ТАРАКАНА
4 таракана, 4 таракана поели колбасы. 4 таракана, 4 таракана стали на весы.
       Весы им показали, весы им показали, что тараканов 6.
Теперь они не могут, теперь они не могут ни спать, ни пить, ни есть!

18.  БЕСКОНЕЧНАЯ СКАЗКА
Дети идут на полупальцах цепочкой за ведущим, который двигается вольной змейкой, произвольно меняя направление. С окончанием музыкальной части, он и следуюший за ним ребенок отделяются от цепочки, поворачиваюся друг к другу лицом и, держась за руки, идут обратно, пропуская под воротца всю, продолжающую идти вперед, цепочку. Затем они присоединяются к ее концу. Ведущим становится третий ребенок.

19. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Цель. Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словесную инструкцию. На звуковой сигнал дудочки, двигаясь под «Марш» В. Найденко, они меняют направление движения: вперед, назад, на месте, вокруг себя.
На 1-й сигнал — двигаться вперед;
на 2-й сигнал — спиной назад;
на 3-й сигнал — ходьба на месте;
на 4-й сигнал — вокруг себя.
Рекомендуется выполнять действия, начиная с одного сиг-нала, постепенно увеличивая их количество.

20.  ВЫБИРАЙ
1 ВАРИАНТ:      дети, поставив руки на пояс, легко бегут друг за другом по залу. В конце куплета берут соседа за руку и танцуют с ним произвольно.
2 вариант:  то же, но в 2-х концентрических кругах.

 21. ЖУКИ
Цель. Учить запоминанию и удержанию в памяти игрового правила в течение всей игры.
Ход игры. Дети рассчитываются по порядку и свободно вста-ют по всему залу. Они двигаются легким бегом по одному, изоб-ражая жуков, услышав свой порядковый номер, и заканчивают бег, услышав другой.

22. МЯЧИКИ.
Дети стоят в 2-х шеренгах лицом друг к другу.
1фр. – бегут навстречу друг другу, меняясь местами
2фр. – прыгают на месте на 2-х ногах.
3фр. и 4 фр. – повторяют в другую сторону.
Окончание: кружатся на носочках. В конце – приседают.

23. ПОВТОРИ РИТМ
Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно вос-производить ритмический рисунок.
Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зритель-ное и слуховое запоминание..
Педагог под музыку показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую — дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

24. РУКИ ВНИЗ НЕ ОПУСКАЙ!
Цель. Учить запоминать и удерживать в памяти правило игры, активизировать быстроту двигательной реакции, разви-вать координацию движений.
Ход игры. Дети стоят свободно лицом к педагогу. Под танцевальную музыку по показу и словесным указаниям они выпол¬няют движения руками. На слова «Руки вниз!» движения не показываются, а продолжают выполнять предыдущие.
Соревновательный элемент помогает детям не забывать запрещенное движение. Кто ошибается, нарушает правило — выходит из игры.

25. СТОЛЯРЫ
Цель. Учить детей распределять внимание, развивать рит-мизированную речь, четкую дикцию.
Ход игры. Дети стоят в трех колоннах и настраиваются на выполнение имитационных действий, проговаривая ритмизировано текст в двухдольном размере..
Первая колонна имитирует первое действие столяра, вто¬рая — второе, третья — третье. Под ритмичную музыку дей¬ствия выполняются всеми играющими одновременно, затем порядок играющих в колоннах меняется.
Возможен и второй вариант игры, когда игроки делятся на четыре колонны. Три колонны, как и в первом варианте, выпол¬няют те же действия, а дети четвертой колонны подбадривают остальных, хлопая в ладоши и восклицая весело«Ух!» на силь¬ную долю.

26. ШАРИКИ ЛЕТЯТ
Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальном) речевому сигналу (порядковое числительное в пределах 10).
Ход игры. Перед игрой дети запоминают свой порядковый номер. Звучит музыка. На сильную долю четырехдольного такт педагог называет числа по порядку от 1 до 8. Услышав СВОР числа, дети легко бегают, изображая летящие по воздуху шари-ки. К одним детям присоединяются другие. С окончанием музы¬ки игроки приседают — «шарики сдулись».
Когда игра будет освоена детьми, называйте числа в любом порядке для активизации процесса запоминания.